Телекоммуникационная отрасль подошла к критической точке своего развития в конце прошлого века и построена на принципах бизнес-кооперации трех категорий участников рынка:
производителей сетевого оборудования (коммутаторов, базовых станций, управляющих узлов, IP-маршрутизаторов и т. п.);
производителей мобильных терминалов (сотовых телефонов, персональных компьютеров, органайзеров и т. п.);
операторов связи.
Другие участники отраслевого рынка - системные интеграторы, поставщики биллинговых решений, производители компьютерных систем тоже играют весомую роль, но по торговому обороту занимают значительно меньшую рыночную нишу.
В настоящее время рынок мобильной связи делят вертикально-интегрированные компании (операторы связи), которые интегрируют в своих организационных структурах горизонтально-функциональные уровни:
транспорт данных (радиоканалы, управление мобильностью, логические каналы "базовая станция-абонент");
сетевой и сеансовый уровни связи (коммутация каналов, установление и завершение сеансов, сигнализация, управление вызовами);
предоставление услуг и приложения (голосовая связь, передача данных, SMS, WAP-доступ к Интернету).
Появление на рынке отрасли новых участников (хост-центров, Интернет-провайдеров, провайдеров услуг абонентского доступа и др.) изменили бизнес-операции: горизонтальные группы функций делятся между отдельными участниками, поэтому мобильные операторы вытесняются с рынка. Например, мобильные виртуальные операторы вступают в бизнес-альянс с операторами мобильной связи и выполняют сугубо определенные услуги, проводят маркетинг относительно собственных тарифных планов, организуют Веб-сайты, поставляют оригинальный контент и решают реальные задачи привлечения абонентов, сбыта телефонов, биллинговых расчетов и т. п.
Процессы изменения в отрасли (рынка оборудования, программ и услуг) продолжаются, что, в свою очередь, несколько затрудняет выявить четкие рамки сегментов рынка.
Консолидация отрасли мобильной связи
С 1999 г. в отрасли идут процессы внутриотраслевой и межотраслевой консолидации. Исчезновение мелких операторов сотовой связи объясняется экономическими факторами: отрасль функционирует посредством законов крупномасштабной экономики.
С начала века в России также начались процессы консолидации. Отраслевые лидеры ("Мобильные ТелеСистемы", "ВымпелКом") и новые операторы ("Мегафон", Санкт-Петербург; Sonic Duo, Москва) объявили свои планы приобретения региональных операторов.
Мобильный Интернет
Мобильный Интернет многие специалисты считают основным условием дальнейшего развития отрасли мобильной связи 3-го поколения. Практически Интернет и мобильная связь сегодня являются самыми быстро развивающимися секторами экономики. Поэтому вполне оптимистично можно предположить, что интеграция мобильной связи и Интернета придаст росту абонентской базы новую динамику, появлению новых услуг связи и мультимедийной передачи данных.
Согласно данным компании Forrester Research пользователи Интернета 21% используют режимы мобильного Интернета. А компания Williams Communications так распределяет онлайновое время по видам доступа к Интернету:
ПК Мобильный телефон Интерактивное ТВ Персональный органайзер/пейджер
% 21% 16% 3%
Данные других консалтинговых фирм также показывают высокий уровень развития мобильного Интернета:
по меньшей мере 40% всех транзакций электронной коммерции B2B (business-to-business) будут выполняться с мобильных терминалов (Gartner Group);
% всех сотовых телефонов будут иметь встроенные средства мобильной связи с Интернетом (Ovum);
мобильная коммерция вырастет в своем объеме до 25% оборота всей электронной коммерции (Yankee Group).