Перед тем как перейти к описанию и анализу распределения полномочий в НПО «Линстэк», нужно детально рассмотреть само понятие делегирования полномочий. В первую очередь необходимо выявить сущность и принципы делегирования. В контексте этого понятия будут рассмотрены полномочия и ответственность в организации.
Итак, говоря о делегировании, чаще всего подразумевают передачу задания. Под делегированием полномочий подразумевается «наделение правами, необходимыми для выполнения задания, а также свободой действий в рамках данного задания и периодического контроля». Суть делегирования состоит в том, что руководитель предоставляет подчиненным свободу действий в решении тех или иных вопросов, специальных заданий, т.е. передает им часть своих полномочий, при этом всю ответственность, как правило, продолжает нести этот руководитель. Обычно делегируются: специализированная деятельность, рутинная работа, частные вопросы деятельности, подготовительные работы (проекты и т.п.). Не подлежат делегированию: постановка целей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов и т.п., задачи особой важности, задачи высокой степени риска, необычные, исключительные дела, актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки.
Приведу одну из возможных классификаций делегируемых задач: Во-первых, классифицировать можно по направленности задачи. То есть задачи делятся на те, которые делегируются «внутри» подразделения (своим сотрудникам), и те, которые делегируются «наружу». Наружным делегированием называется передача задачи либо сторонней организации, либо сотрудникам других подразделений вашей организации. Часть задач менеджер может, а иногда и просто обязан делегировать «наружу». Это желательно сделать в следующих случаях:
. Если задача является непрофильной для подразделения. Например, установка нового программного оборудования на компьютеры в отделе продаж. 2. Если задача рутинная и требует неквалифицированного персонала.
. Если задача соответствует профилю работы, но является разовой. В этом случае опыт, который приобретет ваш сотрудник при выполнении задачи, окажется в дальнейшем невостребован, и поэтому такую задачу необходимо делегировать сторонней организации.
. Если собственные сотрудники перегружены своей работой, например, в случае сезонного увеличения объема работ.
Достоинство делегирования полномочий заключается, прежде всего, в том, что оно способствует формированию в коллективе атмосферы творческого труда. Работник, которому делегированы определенные полномочия, получает самостоятельный участок и отвечает перед своим руководителем за него (т.е. на него возлагается определенная ответственность), что само по себе является мобилизующим фактором.
В наше время делегирование является важнейший функцией управления, и менеджер, который не умеет перераспределять часть задач, полномочия и ответственность - не может быть назван эффективным управляющим. Результаты, которые может дать делегирование, это снижение своей собственной рабочей нагрузки; перераспределение функций всего отдела или их расширение; обучение своих сотрудников; поощрение способного подчиненного и другие.
Я попробую выразить это одним предложением: делегирование ведет к эффективной работе менеджера и всего подразделения.
Полномочия и ответственность в контексте делегирования
Прежде всего, нужно определиться с определениями полномочий и ответственности. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задачи и отвечать за результат их выполнения. Важно осознать, что ответственность не может быть делегирована без предоставления соответствующих полномочий или ресурсов. Делегирование редко бывает эффективным, если руководство не придерживается принципа соответствия между объемом полномочий и делегированной ответственности. Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определённых задач. Пределы полномочий расширяются с повышением уровня управления. «Полномочие - делегированное, ограниченное право, присущее данной должности. Полномочие - иметь право, власть - возможность сделать это».
Полномочия делятся на линейные, которые передаются от начальника к подчинённому и далее другим подчиненным. В этом случае руководитель, обладая линейными полномочиями, может действовать без согласия с другими руководителями и таким образом создается иерархия управления.