Факторы, влияющие на спрос
Анализ современного рынка услуг предприятий автосервиса следует начать с рассмотрения системы автосервиса советского периода. Советский автосервис, как практически все отраслевые группы бытового обслуживания, функционировал в условиях дефицита, т.е. условиях диктата продавца. Отсутствие влекло за собой стандартные последствия: низкий уровень организации обслуживания, нерациональную производственную структуру автосервиса, низкое качество услуг, отсутствие интереса к клиентуре у работников сферы автосервиса, большие затраты времени при обслуживании автомобиля. Общие тенденции развития услуг автосервиса носили отрицательный характер.
Независимость производителя услуг от потребителя не делала актуальной проблему расположения, мощности и структуры СТО. Производственные мощности были деформированы относительно спроса по структуре и их расположению. Удельный вес специализированных предприятий значительно превышал необходимый в тот период уровень специализации. Расположение предприятий также было нерациональное - в одном районе были сконцентрированы несколько предприятий при полном отсутствии в других.
Развитие рыночных отношений в автосервисе началось не сразу после приватизации. Довольно долго просуществовала монополия, и переход к конкурентным отношениям затянулся. В этот период все еще сохранялся дефицит запасных частей и самих услуг автосервиса[5],персонал предприятий продолжал работать по принципу «продавец всегда прав».
Дальнейшее развитие автосервиса обусловило создание конкурентной среды в этой сфере, и основным направлением в работе предприятий автосервиса стало совершенствование качества предоставляемых услуг. Однако реализовать это требование было достаточно сложно в условиях несовершенства производственных структур, некачественных запасных частей, устаревшего оборудования, низкого уровня технологии и квалификации персонала. Наиболее успешные шаги относительно повышения качества услуг автосервиса связаны с заимствованием западных технологий и оборудования. Однако такое заимствование далеко не всегда обеспечивало желаемый результат, так как качество зависит от множества других факторов. Можно говорить только о частичном влиянии западных технологий на российский рынок услуг автосервиса переходного периода.
Определяющим фактором для развития рынка услуг автосервиса является парк автомобилей и тенденции его прироста. Закономерности развития автомобильного парка в Ухте сегодня уже сравнимы с закономерностями развития в крупных городах.[10]
На автомобильном рынке г.Ухта продается всего порядка 300-400 тыс. автомобилей в год, среди которых доминируют автомобили ВАЗ - приблизительно 70% и ГАЗ - 15%. Значительно возрос удельный вес иномарок. Большая часть из них - это автомобили, бывшие в эксплуатации. Новых иномарок продается порядка 7 - 8 тыс. в год.
В то же время динамика автомобильного парка города характеризуется высокими темпами роста за последние годы. Еще более быстрым темпом растет показатель удельной насыщенности города автомобильными средствами.
Прирост автомобильного парка как прямо, так и косвенно стимулирует развитие автомобильной инфраструктуры, в том числе автосервиса. Парк автомобилей города имеет большой срок эксплуатации. На протяжении последних 25 лет ситуация складывалась таким образом, что выбытие парка не превышает 0,1% в год (т.е. 1 автомобиль на 1000) при нормальном выбытии - 5 - 6% в год. В связи с этим средний возраст парка составляет 13 - 15лет; структура завозимых иномарок также характеризуется большим сроком эксплуатации.[6] Это оказывает очень сильное влияние на формирование спроса и предложения на рынке автосервисных услуг.