Р ― вероятность возникновения уровня потерь; Рд ― вероятность допустимого риска; Ркр ― вероятность критического риска; Ркт ― вероятность катастрофического риска; Рn ― полная вероятность потерь; ПРр ―прибыль расчётная; Вр ― выручка расчётная; ИС ― имущественное состояние; ∆ПР ― величина возможных потерь; зоны 2, 3, 4, ― соответственно зоны допустимого, критического и катастрофического рисков
На основе анализа критических точек кривой риска можно сделать вывод о целесообразности рисковых действий турфирмы или же о принятии выжидательной тактики.
Построение кривой риска применительно к задачам туристского бизнеса представляет собой довольно трудную задачу. Поэтому практически работники прибегают к упрощённым методам оценки возможного риска, учитывая один или несколько показателей, наиболее риска, учитывая один или несколько показателей, наиболее важных, с их точки зрения, для заключения о допустимости риска. Такие относительно несложные методы основываются на статистических оценках, мнениях экспертов и значительно реже на аналитических расчётах.
.Статистический способ состоит в том, что изучается статистика рисков, имевших место в аналогичных видах предпринимательской деятельности, устанавливается частота появления определённых уровней потерь. Если статистический массив достаточно представлен, то частоту возникновения данного уровня потерь можно в первом приближении приравнять к вероятности их возникновения и на этой основе построить кривую вероятность потерь, которая и есть искомая кривая.
Отметим одно важное обстоятельство. Определяя частоту возникновения среднего уровня риска путём деления числа соответствующих случаев на их общее число, следует включать в общее число случаев и те предпринимательские сделки, в которых потерь не было, а был выигрыш, то есть превышение расчётной прибыли. Иначе показатели вероятностей потерь и угрозы риска окажутся завышенными окажутся завышенными.
. Экспертный способ, известный под названием метода экспертных оценок, применительно к риску может быть реализован путём обработку мнений опытных предпринимателей или специалистов. Если предпринимательское решение принимается группой лиц на предприятии туризма, вероятность нежелательного исхода может быть определена экспертным путём (например метод Дельфы). Этот метод предусматривает быстрый поиск решений на основе их генерации в процессе " мозговой атаки". Метод мозговой атаки известны также под названием " коллективной генерации идеи и мозгового штурма ". Все они основаны на свободном выдвижении идеи, направленных на решение проблемы. Затем из этих идей отбираются наиболее ценные. Метод " мозговой атаки " отличается высокой оперативностью. Следует отметить, что в этом случае, если вероятность нежелательного исхода велика, предпринимателю следует осторожно относиться к данной сделке, так как в данной ситуации велик риск неудачи. В туроперейтинге это часто происходит при бронировании блока мест ещё не достроенного отеля, который вовремя не вводится в срок. В то же время игнорирование любых вариантов, связанных с любым уровнем риска, может в условиях рыночной экономике привести к утере конкурентоспособности фирмы. Желательно, чтобы эксперты выработали свои оценки вероятностей возникновения определённых уровней рисков, по которым затем можно было бы найти среднее значение экспертных оценок и с их помощью построить кривую распределения вероятностей. Деловые игры основаны на моделировании функционирования управленческой системы при выполнения операций, направленных на достижение поставленной цели. Деловые игры предполагаю активную деятельность экспертной группы, за каждым членом которой закреплена определённая обязанность в соответствии с заранее составленной программой. Несомненное достоинство деловых игр ― возможность выработки решения с учётом всех этапов исследуемого процесса при взаимодействии всех элементов управления. Недостаток связан со сложностью организации деловой игры в части её приближения к реальной ситуации.