Работа туристской фирмы может проходить в условиях неопределённости, например, при выходе на рынок новых туристских программ. Потребительский успех в этом случае будет зависеть от множества факторов, учесть которые не всегда возможно даже при тщательном маркетинговом исследовании. И в этом, и во всех других случаях риски будут иметь вероятностную оценку, т.е. они могут произойти или не произойти с определённой степенью вероятности. Количественное определение риска требует учёта двух факторов: возможных последствий какого-либо действия (или бездействия) и вероятности возникновения этих последствий.
Оценить вероятность достижения результата можно, рассчитав ожидаемое значение, представляющее собой средневзвешенную величину всех возможных вариантов:
Е(x)=p1∙χ1+р2∙χ2‚ (1.1)
Где Е(x) ― ожидаемый результат; p1‚p2 ―вероятность достижения результата; χ1‚χ2― численные значения возможных результатов.
Любые экономические характеристики имеют разброс значений, поэтому для дальнейших расчётов необходимо определить дисперсию
σ²=p1[x1-E(x)]²+p2[x2-E(x)]², (1.2)
И среднеквадратическое, или стандартное, отклонение
σ=√p1[x1-E(x)]²+p2[x2-E(x)]², (1.3)
Это отклонение (±) от ожидаемой величины Е(x) будет показывать диапазон, в котором с заданным уровнем вероятности находится прогнозируемое значение показателя.
Так как среднеквадратическое отклонение σ является именованной величиной, то сравнивать колеблемость двух средних величин, выраженных в различных единицах измерения (например. доход в рублях и длительность тура в днях), по абсолютным значением среднеквадратических отклонений (σ1 и σ2) невозможно. В этих случаях следует использовать относительную величину ― коэффициент вариации, измеряющий стандартное отклонение в процентах от среднеарифметического:
V =σ:Χ∙100, (1.4)
Коэффициент вариации изменяется от 0 до 100%. Чем он выше, тем сильнее колеблемость; чем он ниже, тем меньше размер относительного риска. Установлена следующая качественная оценка различных значений коэффициента вариации:
До 10% ― слабая колеблемость;
От 10―25% ― высокая колеблемость.
Предположим, есть возможность реализовать две туристские программы (табл. 1.1. и 1.2.)
Таблица 1.1 -
Планируемые доходы от реализации турпрограмм
№ турпрограммы |
Результат 1 |
Результат 2 | |||
Вероятность успеха |
Доход, Тыс. руб. |
Вероятность успеха |
Доход, Тыс.руб. | ||
1 |
0,5 |
5 |
0,5 |
1 | |
2 |
0,95 |
2 |
0,1 |
0,5 | |