Косвенного воздействия
Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них.
Среда косвенного воздействия включает в себя следующие элементы:
состояние экономики;
социо-культурные факторы;
политические факторы;
научно-технический прогресс;
международные события.
Состояние экономики
Руководство предприятия должно уметь оценивать, как скажутся на операциях производства общие изменения состояния экономики. Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определённые товары и услуги, на возможности получения организацией капитала для своих нужд.
Социокультурные факторы
Полиграфия взаимосвязана с другими отраслями промышленности. В какой то мере ее можно считать индикатором развития экономики. Об этом свидетельствует тот факт, что динамика изменения продаж печатной бумаги в целом совпадает с динамикой роста внутреннего валового продукта (ВВП). Кризисные явления в экономике ведущих промышленных стран коснулись и полиграфических предприятий. Нижняя точка спада производства в издательстве была пройдена в 2003-2004 годах. Оценить это удалось с помощью коэффициента использования производственных мощностей. Полиграфия столкнулась с многими проблемами: постоянно растут тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги, бумагу и материалы, требуется обновление полиграфической техники, не хватает квалифицированных рабочих [18].
Деятельность предприятия проходит в обществе. В процессе этой деятельности предприятие устанавливает взаимоотношения с различными элементами структуры общества, что обуславливает влияние на предприятие факторов социальной и культурной среды. К социо-культурным факторам внешней среды относят демографические характеристики, нормы, обычаи и жизненные ценности страны, в которой организация оперирует. Социо-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы, на условия труда. Полиграфический рынок изменяется, приспосабливаясь к новым потребностям общества. Инициаторами этих изменений являются социальные группы, организации, отдельные лица, которые создают инновации, пробуждающие у потребителей новые потребности.
Издательство «Правда Севера» регулярно проводит встречи с авторами, ежегодно отмечается профессиональный праздник - день полиграфиста. В помещении издательства находится собственный литературный салон, где проходят заседания литературного клуба редакции под названием «Книгочей». Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера» стало лауреатом первого Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» и лауреатом премии имени М.В. Ломоносова за разработку и внедрение новых технологий в полиграфическое производство. Заработная плата работников цехов предприятия не велика, но выплачивается регулярно. Появление в цехах нового оборудования вселяет в работников уверенность в завтрашнем дне.
Политические факторы
На предприятие оказывают влияние политические факторы, изменения в законодательстве РФ. ОАО «ИПП «Правда Севера» должно осуществлять свою производственную деятельность в соответствии с законами «О средствах массовой информации», «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Совета Министров «О регулировании полиграфической деятельности» [15]. Предприятие является открытым акционерным обществом, следовательно, осуществляется государственная регистрация выпуска ценных бумаг - акций. Приобретателем всех акций является собственник имущества - Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Для поддержки отечественных производителей полиграфической продукции Правительство РФ предложило снизить пошлины на ввоз необходимого и практически не производимого внутри страны расходного материала. Кроме того, Государственной Думой была принята и утверждена Правительством РФ Федеральная программа поддержки государственной полиграфии и книгоиздания в России, которая призвана стабилизировать положение отечественной полиграфии.