Автор концепции - американский социолог А. Маслоу. Основная идея: потребности людей, удовлетворяемые с помощью работы, выстраиваются в строгую иерархию. Потребности более низкого уровня необходимо удовлетворять раньше, чем потребности более высокого уровня [1].
От самых простых к более сложным потребности располагаются следующим образом (рис. 1.1).
Иерархия потребностей по А. Маслоу сыграла важную роль в развитии методов трудовой мотивации, т. к.:
а) объяснила, почему у людей возникают разные потребности и почему тому или иному работнику в разное время следует предлагать разные стимулы;
б) обратила внимание исследователей и практиков менеджмента на то, что размер зарплаты может служить только удовлетворению потребностей низшего уровня, поэтому необходимо шире применять стимулы, действующие на удовлетворение высших потребностей, к которым, в частности, относятся:
· коллективная (командная) организация работы;
· поддержка и развитие социальной активности работников вне рамок организации;
· повышение содержательности и разнообразия трудовых функций;
· делегирование, привлечение работников к формулировке целей и выработке решений;
· карьерное продвижение.
На первом и втором уровнях иерархии определяющим фактором является величина зарплаты: для удовлетворения физиологических потребностей она должна быть не менее прожиточного минимума; для обеспечения потребностей в безопасности и уверенности в будущем - должна превышать прожиточный минимум настолько, чтобы позволить создать минимальные накопления на случай внезапного увольнения и последующего двух-, трехмесячного периода поиска работы.
Для удовлетворения высших потребностей - социальных, эгоистических, самореализации - определяющими становятся структура зарплаты и система показателей, которыми измеряется эффективность деятельности сотрудника. «Однако способы удовлетворения этой потребности могут не иметь ничего общего с потребностью организации в повышении эффективности использования рабочей силы» [2]