Основное назначение анализа внешней среды - выяснить возможности и угрозы которые могут возникнуть для организации в настоящем будущем, а также определить стратегические альтернативы. Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного его контроля и могут оказать влияние на его стратегию.
Рассмотрим факторы внешней среды, наиболее влияющие на действие компании «ФосАгро».
Потребитель. ФосАгро - один из крупнейших мировых производителей и поставщиков минеральных удобрений. Компания производит более 4,7 миллиона тонн минеральных удобрений и кормовых фосфатов в год, продукция реализуется в России и в 60 странах мира. Российский рынок является приоритетным для «ФосАгро». В 2010 году на долю России приходилось 35% от общего объема продаж компании (в стоимостном выражении). При этом компания занимала:
52% долю российского рынка моноаммонийфосфата (MAP);
44% долю рынка фосфорсодержащих, комплексных NPK - удобрений.
Эти удобрения относятся к числу наиболее популярных у российских производителей сельскохозяйственной продукции. Продукция предприятий «ФосАгро» также экспортируется в страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Европы. Компания стремится установить прочные отношения со всеми потребителями продукции. Однако «ФосАгро» придерживается различных стратегий для операций в России и на внешнем рынке.
В настоящее время Бразилия, Индия и Китай в общей сложности потребляют 57% фосфорсодержащих удобрений. Именно эти рынки, как ожидается, будут лидировать по темпам роста спроса на минеральные удобрения и в ближайшее десятилетие.
На основании приведенных и обработанных статистических данных есть возможность отследить тенденцию развития отдельных видов продукции.
В соответствии с данными ChemExpert, ФосАгро является ведущим российским производителем МАP и NPK, самых популярных фосфорных удобрений в России, и находится в отличном положении для извлечения выгоды из значительного потенциала роста российского рынка минеральных удобрений.
Сокращается количество высокопродуктивных земель, которые еще могут быть введены в сельскохозяйственный оборот, а имеющиеся сельскохозяйственные земли должны использоваться все более интенсивно. Эта тенденция в особенности сильно проявляется в развивающихся странах с их быстрорастущим населением. Показатели урожайности в развивающихся странах все еще относительно невысоки, что стимулирует более высокие темпы роста спроса на минеральные удобрения в этих регионах.
Россия отстаёт по показателям использования минеральных удобрений на гектар обрабатываемой земли и по-прежнему отстаёт от уровня использования удобрений поздней советской эры. Однако, сейчас на рынке наблюдается увеличение спроса на уровне 6% ежегодно в следующем десятилетии, что намного выше среднемирового уровня.
«ФосАгро» поддерживает развитую собственную сбытовую сеть в России, стремится укреплять свои позиции на внутреннем рынке и способствует развитию местных производителей сельхозпродукции. Экспортные операции рассматриваются, прежде всего, как возможность расширить сбыт продукции и обеспечить стабильную загрузку растущих производственных мощностей. Конкуренты. «ФосАгро» стабильно входит в пятерку крупнейших в мире производителей фосфорсодержащих удобрений, на долю которых приходится в (общей сложности) около половины мирового производства.
Примерно 90% консолидированной выручки компания получила от производства фосфорсодержащей продукции, что позволяет назвать ФосАгро интегрированным производителем, специализирующимся на фосфатах. ФосАгро безусловный лидер в этом сегменте, являясь третьим по величине производителем апатитового концентрата и MAP/DAP в мире. Конкурентное преимущество компании связано с низко затратной бизнес моделью. На «ФосАгро» приходится около 45% от общемирового производства апатитового концентрата данной категории, что ставит компанию на первое место среди производителей в этом сегменте. «ФосАгро» имеет ряд преимуществ по сравнению с основными мировыми производителями фосфорсодержащей продукции:
· компания располагает собственными запасами высококачественного сырья;
· основные производственные мощности «ФосАгро» расположены в относительной близости к крупным портам;
· гибкая производственная платформа позволяет быстро, в течение 1-2 дней, переключать производство на выпуск продукции, пользующейся наиболее высоким спросом.
Сравнительно низкий уровень производственных издержек позволяет компании успешно конкурировать на рынках различных стран и в различных сегментах рынка минеральных удобрений. Приложение № 4