В России существует две основные проблемы: проблема власти, поскольку руководитель в системе власти - не руководитель, и проблема отношения к работе. В большинстве российских деловых организациях власть построена по принципу виноградной грозди: во-первых, сверху-вниз, а во вторых, кластерами - замкнутыми группами. И хотя между ними существуют какие-то информационные и иные связи, ярко выражена обособленность каждой группы. Стоит ли сохранять такое положение, эффективно ли это для предпринимательской экономики - нужно проверить каждой организации.
Многое зависит от руководителя. Он должен уметь делиться своим успехом, и чем лучше он умеет делать, тем больше шанс, что люди будут работать лучше, пойдут за ним.
В бизнесе важна моральная среда, для предприятия важна мораль нанимаемых работников, а формируется мораль религией, другого института человечество пока не придумало. Поэтому, когда мы говорим о низкой морали, мы имеем в виду невысокое влияние религиозного и светского образования на воспитание людей.
Для бизнеса самое трудное - это менять людей, а не систему, но при помощи хорошей системы можно заставить людей поменять свои привычки.
Знание истории национальной культуры, ее ценностей и образцов поведения людей в различных хозяйственных ситуациях позволяет профессионально готовить и воспитывать будущих менеджеров.
Заключение
Менеджмент представляет собой особый вид деятельности, позволяющий людям добиваться поставленных целей за счет наилучшего сочетания способностей людей и их интересов, а также оптимального соединения ресурсов, необходимых для выбранного бизнеса.
Менеджмент как наука окончательно оформился в 30-ые годы. Тогда стало очевидным, что этот род деятельности превратился в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а соответствующий социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу.
На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М. Мескон выделяет три такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования: школа научного управления (1885-1920 гг.), классическая (административная) школа управления (1920-1950 гг.), школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (с начала 1950-х до настоящего времени).
В настоящее время в России менеджмент, соответствующий мировым стандартам, находится в стадии становления. Насколько длителен временной разрыв в уровнях менеджмента, характеризует высказывание Питера Ф. Друкера, выдающегося американского ученого и практика в области менеджмента. Летом 2000 г. он писал: «Предприятия и менеджмент в США 50 лет назад были такими же, как российские предприятия и менеджмент в наши дни».
Характерными чертами современной российской модели управления являются:
стремление к интеграции различных моделей и подходов к управлению;
индивидуализм второго типа и «строгий коллективизм»;
полихроническое восприятие времени;
чередование застойно-стабильного и аварийно-кризисного режимов работы;
отношения к подчиненным смешанные - формально-неформальные;
стремление к корпоративной культуре в духе терпимости, равенства;
ориентация на узкую специализацию работников и руководителей;
метод найма на работу - смешанный (по деловым качествам и после окончания учебы);
найм на работу на неопределенный срок;
низкие гарантии для работников;
идеал менеджера - сильная личность, способная принять на себя риск;
и т.д.
Перспективы современного управления и менеджмента заключаются в решении проблем наиболее эффективного управления и использовании умственного труда. Перспективы развития менеджмента в России включает в себя следующие положения:
1) отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента;
2) использование в управлении теории систем, облегчающих задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.
) применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обуславливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне.
) новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.
Для бизнеса самое трудное - это менять людей, а не систему, но при помощи хорошей системы можно заставить людей поменять свои привычки.
Знание истории национальной культуры, ее ценностей и образцов поведения людей в различных хозяйственных ситуациях позволяет профессионально готовить и воспитывать будущих менеджеров.