На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М. Мескон выделяет три такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования Школа научного управления (1885-1920 гг.)
Школа связана с именем Фредерика Уинслоу Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации.
В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор:
отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;
здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;
компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;
дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением;
справедливое отношение к персоналу;
быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
диспетчирование;
нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
нормализация условий труда;
нормирование операций;
письменные стандартные инструкции;
вознаграждение за производительность. [6, c. 14]
II. Классическая (административная) школа управления (1920-1950 гг.)
Это направление связано с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.
Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:
первоначальная функция - разделение труда;
полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это ее составляющая противоположность;
дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением;
единоначалие;
единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определенных целей;
подчиненность личных интересов общим;
скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;
порядок;
справедливость как сочетание доброты и правосудия;
стабильность рабочего места. [6, c. 20]
III. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (с начала 1950-х до настоящего времени).
Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители этой школы провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д.
В результате были сделаны выводы, что система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда. [6, c. 22]