Тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь; тот, кто держит в руках своё время, держит в руках свою жизнь.
Алан Лэйкен
Противоречие между объемом знаний, имеющимся в обществе, и способностью человека овладеть этим объемом знаний особо остро выражено сегодня, поток получаемой и обрабатываемой информации во всех областях человеческой деятельности с появлением информационных технологий значительно возрос, а методы работы с информацией пока остаются прежними.
Причин снижения эффективности работы современного человека множество: слишком большой поток информации для восприятия и обработки; частые текущие задачи, требующие переключение внимания и оперативного решения; низкий уровень исполнительской дисциплины; неумение сохранять полученную информацию; неумение найти в обработанном потоке необходимые данные; значительная трата времени на систематизацию информации; страх перед действиями по строгому плану, инструкции (миф о том, что систематизация тормозит личную свободу исполнителя и свободу творческого мышления); низкий уровень использования информационных технологий; действительная нехватка времени; признание менеджером своей управленческой некомпетентности.
Термин «тайм-менеджмент» отражает наиболее распространенное определение сферы управленческой деятельности, оформившейся в самостоятельное направление менеджмента организации к 70-м г.г. XX века. Тайм-менеджмент включает в себя всю совокупность технологий планирования работы сотрудника организации, которые применяются сотрудником самостоятельно для повышения эффективности использования рабочего времени и повышения подконтрольности возрастающего объема задач. Иногда для обозначения таких технологий применяются также термины, как «самоменеджмент», «персональная (личная) организация труда», в отличие от общего менеджмента (корпоративной организации труда).
Тайм-менеджмент первоначально сложился как практическая дисциплина, разрабатываемая в большей степени консультантами по управлению, нежели учеными. Ряд отечественных и западных специалистов по управлению разрабатывали практические технологии планирования, предлагая их менеджерам-практикам в форме книг и учебных курсов. Среди отечественных работ в этой области стоит отметить как получившие наиболее широкое распространение исследования и подходы Г.Х. Попова [1], среди западных - технологии Ст. Кови (США) [2], Л. Зайверта (Германия) [3], К. Меллера (Дания). Усилиями этих и других исследователей тайм-менеджмент к 70-м г.г. XX в. оформился как самостоятельная дисциплина, предлагающая менеджеру-практику широкий выбор систем планирования и самоорганизации.
Как правило, применение либо неприменение технологий тайм-менеджмента оставлялось руководством организации на собственное усмотрение сотрудника. Поэтому в научном менеджменте сравнительно редко затрагивались вопросы самоменеджмента и персональной организации труда. Классики научного менеджмента (например, Ф.У.Тейлор) впервые поставили вопрос о централизованном внедрении технологий персональной организации труда, рассматривая при этом в основном физический труд. Директор Центрального Института Труда А.К. Гастев механистическому подходу в таком внедрении «сверху» противопоставил идею «организационно-трудовой бациллы», побуждающей сотрудника организации самостоятельно совершенствовать рабочие процессы. Председатель Лиги «Время» П.М. Керженцев с общей организации труда перенес акцент на время, стал рассматривать его как один из важнейших ресурсов организации и сотрудника. Основатель Теории решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллер впервые указал на выработку с помощью хронометража «чувства времени», перерастающего в «чувство эффективности», изменяющее культуру человека и организации. Наконец, П. Друкер, обратив внимание на сложность управления творческим и управленческим трудом «сверху», без задействования самостоятельной инициативы сотрудника, обозначил задачу повышения эффективности управленческого и творческого труда как ключевую для менеджмента в XXI веке.
В последние годы все большее количество организаций осознают потребность в централизованном корпоративном внедрении технологий тайм-менеджмента. Эта потребность обусловлена рядом факторов. Прежде всего, это растущие темпы изменений среды, которые требуют передачи сотрудникам организации больших полномочий, принятия ими самостоятельных решений, самостоятельной организации и планирования своей работы. Особенно это актуально для педагогической деятельности. А также при большом количестве внешних запросов (от органов управления образованием, родителей, учащихся и т.п.), обращенных непосредственно к руководству школы и требующих от него самостоятельной расстановки приоритетов (без обращения к вышестоящим органам) в условиях ограниченных ресурсов времени.
Возрастает удельный вес нематериальных активов в конкурентоспособности учреждений образования; эффективность их работы становится основным фактором успешности. При этом крайне затруднен внешний контроль за деятельностью сотрудника, имеющей творческий характер, но повышается актуальность самостоятельной организации таким сотрудником своей работы.
Для учреждений образования становятся нормой, а не редким исключением, постоянные существенные изменения деятельности - внедрение новых учебных планов и программ. Для администрации школы, соответственно, становится нормой постоянное увеличение количества и объема решаемых задач, необходимость постоянно изыскивать резервы времени для осуществления проектов, позволяющих учреждению непрерывно развиваться.
Указанная потребность современных учреждений образования в централизованном корпоративном внедрении тайм-менеджмента обусловила необходимость определить место технологий тайм-менеджмента в системе управления учреждением образования. И в этом смысле данная дипломная работа дает возможность людям, которым предстоит выступать в роли субъектов управления школой, понять некоторые психологические основы управления временем и опираясь на них повысить эффективность деятельности учреждения и своей собственной.
Работа имеет большую практическую значимость, которая заключается в возможности повышения эффективности педагогического труда учителей, повышения качества управления школой путем совершенствования профессионализма администрации, а также морально-психологической готовности педагогов к выполнению срочных задач.
Цель исследования заключается в обосновании эффективности применения методов тайм-менеджмента в процессе управления учреждением образования. Для достижения этой цели в исследовании ставятся следующие задачи: обосновать теоретические основы организации времени, охарактеризовать различные школы тайм-менеджмента, сделать сравнительный анализ имеющихся подходов применения тайм-менеджмента, установить место тайм-менеджмента в процессе управления учреждением образования, разработать методику внедрения средств тайм-менеджмента в процесс управления учреждением образования.
Объектом исследования является процесс управления учреждением образования, в условиях динамично изменяющейся социальной среды, предметом - методы и технологии тайм-менеджмента как элемента системы управления организацией.
Методологическую основу исследования составляют: гибкое планирование в условиях высокой неопределенности и динамично изменяющейся среды, которое базируется на работах специалистов в области стратегического менеджмента (И.Ансофф, Р.Акофф, Г.Минцберг, и др.), а также философов, выделивших полученные в классической стратегии принципы работы с непредсказуемостью среды (фон Клаузевиц, Ф.Жюльен, В.Малявин). Используются также понятийный аппарат и идеи синергетики (И.Пригожин и др.) Используются работы классиков общей теории систем, разработавших основные принципы системного анализа деятельности (А.Богданов, Т.Котарбинский, С.П.Никаноров, О.С.Анисимов, и др.).
Разработка методов тайм-менеджмента продолжает идеи специалистов по научному менеджменту и научной организации труда (Ф.Тейлор, А.К.Гастев, П.М.Керженцев, Р.Уотермен, Т.Питерс, П.Друкер, и др.) и специалистов по тайм-менеджменту (Г.Х.Попов, Л.Зайверт, С.Кови, и др.) При выявлении и разрешении противоречий, характерных для классического тайм-менеджмента, использованы методы Теории решения изобретательских задач (Г.С.Альтшуллер, В.Г.Сибиряков, и др.) В разработке методов корпоративного внедрения тайм-менеджмента использован опыт и теоретические разработки социологов, специалистов по организационному развитию (А.И.Пригожин, В.С.Дудченко).
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ литературы, изучение и обобщение опыта работы психологов, педагогов и менеджеров практиков.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ