Научно-технический прогресс в торговле - сложный динамический процесс. Он связан с формированием новых знаний и идей, технологическим освоением научных технологий и результатов научных исследований.
Торговля известна человечеству с незапамятных времен, а развитие профессиональной сетевой торговли связано с появлением крупных торговых предприятий, в которых качество продукции и торговли стоит на первом плане.
Вопросами качества человечество озадачено с незапамятных времен, когда требовалось дать различие между, как минимум, двумя предметами такими простейшими понятиями как "хорошее" - "плохое". Качество по В. Гегелю "…есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество".
В России, начиная с 1970 года, термин "качество продукции" является стандартизованным понятием (ГОСТ РФ 15467 - 79 Управление качеством продукции. Основные понятия и определения).
С 1986 года Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности.
А в 1987 году были разработаны и введены международной организацией по качеству стандарты ИСО-9000 (International standart organisation ISO - 9000).
В настоящее время они применяются более чем в 200 странах мира. Эти стандарты направлены на обеспечение единства в создании и управлении системами качества на предприятиях.
Стандарты ИСО определяют взаимоотношения между поставщиком и потребителем. Они должны обеспечивать производителю уверенность в том, что технологический процесс и разработанная для управления им система качества на предприятии обеспечивает или сможет обеспечить необходимый уровень качества. Потребителю стандарты ИСО должны обеспечивать уверенность в том, что заявленный поставщиком уровень качества продукции будет достигнут. Использование стандартов ИСО во взаимоотношениях между производителем и потребителем, даёт возможность потребителю осуществить контроль системы качества поставщика. Такой контроль может производиться потребителем самостоятельно, либо с привлечением третьей стороны независимой экспертной организации.
В условиях жесткой конкуренции в целях повышения конкурентоспособности предприятий необходимо устранять недостатки в работе и строго следить за качеством. Международная система качества ИСО - 9000 нацелена на предотвращение самого брака, а не его последствий. Внедрение такой системы станет эффективным механизмом, гарантирующим стабильный выпуск высококачественной продукции. Система воздействует на процесс тем, что организует и регламентирует выполнение, в том числе и таких функций как разработка политики качества на предприятии, контроль качества продукции на всех этапах ее создания и др.
Контроль качества в системе направлен на внедрение новых методов и средств контроля технологического процесса; внедрение статистических методов контроля качества; совершенствование системы организации контроля качества. Зарекомендованное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом - снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель остановит свой выбор на продукции конкурентной фирмы.
Сетевые гипермаркеты, к которым относится и сеть магазинов METRO, уделяет максимум внимания вопросам качества.
Аналитическая часть